Долгосрочное партнерство: какие перспективы у совместного предприятия с Казахстаном
ОАО «ТМЗ им. Воровского» сделало новый шаг в своём развитии, наладив партнёрство с Казахстаном. О создании совместного предприятия «ТМЗ Сервис Казахстан», а также о перспективах сотрудничества с другими странами рассказал в интервью газете «Тихорецкие вести» председатель совета директоров Тихорецкого машиностроительного завода Александр Фендриков.
Совместное предприятие - общая выгода
- Александр Иванович, как завязалось партнёрство завода с представителями соседнего государства?
- Сотрудничество возникло не на голой почве. Мы очень долго работали с казахстанскими партнёрами, и у нас установились тесные, не только деловые, но и дружеские отношения. Результатом этих отношений стало то, что мы заняли достойное место на рынке этой страны. Но времена меняются. И политика государств направлена на то, чтобы поддерживать отечественного производителя. Поэтому правительство Казахстана поставило задачу, чтобы руководство Казахских железных дорог покупало для своих нужд продукцию, произведённую только в своей стране. Это первый фактор, который побудил нас решать вопрос о создании совместного предприятия. Второй - задача, которая стоит перед каждым производителем: техническое сопровождение своей продукции. Иначе говоря - создание сервисных центров по обслуживанию машин, которые бы обеспечивали стабильную работу нашей техники.
В результате переговоров было создано совместное предприятие «ТМЗ Сервис Казахстан», в котором контрольный пакет акций принадлежит нашему заводу. Мы приобрели недвижимость в Казахстане, это бывшее локомотивное депо в 100 километрах от столицы Астаны. Новое предприятие, в котором трудится порядка ста человек, в прошлом году уже изготовило и реализовало 15 дрезин и мотовозов.
- Каковы перспективы этого сотрудничества?
- Казахстанский рынок очень интересен. В перспективе мы рассчитываем выпускать по 20 машин на протяжении десяти лет. Наши технические службы тесно сотрудничают с представителями Казахстана. В июле специалисты «ТМЗ Сервис Казахстан» обучались на нашем заводе сборке и наладке наших машин, то есть всему тому, что сейчас делаем мы. И ещё один важный момент. В перспективе будем расширять деятельность этого предприятия: не только собирать наши машины, но и ремонтировать или вести техническое обслуживание техники, произведённой заводом им. Воровского в разные годы. А это, ни много ни мало, около 500 машин!
Вместо гайковёрта - автобус!
Сейчас мы ведём серьёзные переговоры с Казахстаном по техническим вопросам: как модернизировать нашу машину ПМГ. Это путевой машинный гайковёрт, который уже не находит применения. Предложение казахской стороны - сделать из него железнодорожный автобус. Вот сейчас наши технические службы думают над решением этой проблемы. Если мы его найдём, то получим большой объём работ, который будет выполняться на предприятии «ТМЗ Сервиз Казахстан».
- Создавая совместное предприятие, с какими проблемами столкнулись?
- Проблемы действительно есть. Не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Есть проблемы с прохождением финансов между нашими государствами. Большим подспорьем здесь стало создание Единого таможенного союза: сейчас все таможенные процедуры значительно упростились, и это большой плюс для нашего предприятия. Для того чтобы не зависеть от железных дорог и снизить себестоимость продукции, мы создали транспортный коридор. Для этого с помощью волгоградской фирмы спроектировали и изготовили транспортную единицу. И уже проверили эффективность этой цепочки - отправили две наши машины на автотранспорте. Честно говоря, когда мне первый раз сказали о том, что есть такая идея, я воспринял её в штыки. Как это можно - 40-тонную железнодорожную машину везти на автотранспорте, да ещё не за сотню километров, а за тысячу? Абсурд! Когда же увидел расчёты, изменил мнение. К сожалению, железнодорожные тарифы очень высокие. К примеру, чтобы отправить машину в Москву, нам это обойдётся в 400 тысяч рублей. И мы уже доставляли нашу технику автотранспортом и в Казахстан, и в Ярославль. К тому же эту схему можно использовать в экстренных случаях, когда железная дорога не гарантирует нам своевременную разгрузку.
Дорогам нужны дрезины
- Александр Иванович, на Ваш взгляд, чего больше в сотрудничестве с Казахстаном - плюсов или минусов? Ведь в дальнейшем, получив опыт и знания тихорецких машиностроителей, ваши партнёры смогут обходиться и без вас.
- Такая опасность, причём очень высокая, существует. Тем не менее, проанализировав ситуацию, мы решились на это. Не секрет, что после развала Союза всего три крупных государства имеют хорошо развитую разветвлённую сеть железных дорог - Россия, Украина и Казахстан. Все они нуждаются в железнодорожной технике и в первую очередь – в дрезинах. Конкуренция среди производителей очень высокая, и надо сделать всё возможное, чтобы железнодорожники отдавали приоритет нашей технике. Так что плюсов от сотрудничества с Казахстаном всё равно больше. Повторюсь – здесь очень перспективный рынок, и очень важно при его освоении опередить конкурентов.
- Кстати, а почему всё-таки Казахстан, а не Украина?
- На сегодняшний день, как мы считаем, наименьший риск в сотрудничестве именно с этой страной. Почему? Потому что на Украине очень сильно, не в пример Казахстану, развито машиностроение. Вряд ли мы добьёмся серьёзных и, главное, быстрых успехов в освоении рынка железных дорог этой страны.
- Ваша продукция защищена патентами?
- Мы активно ведём работу в этом направлении. К сожалению, нынешние реалии таковы, что полностью защитить свою продукцию в силу несовершенства законодательства сейчас нельзя. Особенно на межгосударственном уровне. И всё равно я уверен, что хотя бы через десять лет мы придём к цивилизованному решению этой проблемы.
От Норвегии до Ирана
- Александр Иванович, есть ли у завода им. Воровского другие перспективы зарубежного сотрудничества?
- Этот вопрос необходимо разделить на две части. Если говорить об освоении рынка, то сейчас наши специалисты в Испании анализируют то, как работает в этой стране наша техника.
В Норвегии «запускаем» новую машину для электрификации железных дорог, чтобы получить ответ на вопрос, будут ли её покупать.
Уже подписан контракт с Ираном на поставку такой же техники, конечно, адаптированной под климатические условия этой страны, там температура воздуха доходит до +50 градусов. Здесь придётся серьёзно потрудиться нашим конструкторам. Если говорить о ближнем зарубежье, то мы активно работаем по продвижению на рынок Беларуси, есть намётки по Азербайджану. Это не считая уже освоенных нами рынков Украины и Казахстана.
А если говорить о сотрудничестве, то сейчас мы думаем о создании совместного предприятия с западными партнёрами. По всей видимости, это будет одна из фирм Германии. Предварительное совещание с немцами провели у нашего главного заказчика ОАО «РЖД». Как понимаете, это только начало. И всё же, надеюсь, наши усилия увенчаются успехом, и мы начнём выпускать машины по западным технологиям.
Что это нам даёт? Во-первых, техническое совершенство - и в технологиях, и в профессионализме, и даже в перемене мышления от проектирования машин до их изготовления.
Во-вторых, и это главное, мы выполним требование заказчика наладить выпуск более производительной, совершенной и надёжной машины.
Без кадров - никуда
- Как Вы, как председатель совета директоров предприятия, оцениваете нынешнее его экономическое положение? Удалось ли преодолеть кризис последних лет?
- По моему убеждению, все предприятия России работают в условиях повседневного кризиса. Что я имею в виду? Только удалось решить одну проблему, сразу возникает другая. Если говорить о финансово-экономическом положении завода им. Воровского, то нам удалось его стабилизировать. Но сейчас возник кризис рабочей силы, причём очень серьёзный. Я вот что скажу. В 2008 году – а за последние десять лет это был лучший для нас год – завод изготовил более 260 единиц путевой техники. В прошлом году нам удалось приблизиться к выпуску 100 машин. Так вот, если бы сейчас у нас были заказы на уровне 2008 года, то мы бы с их освоением просто не справились. Потому что, как и многие, испытываем недостаток кадров рабочих профессий, в первую очередь - высококвалифицированных.
- Александр Иванович, о том, что эта проблема вскоре возникнет, Вы говорили ещё в начале 2000-х годов. Предугадывали ситуацию уже тогда?
- Это было несложно сделать. К сожалению, рабочие специальности, а также инженеры в последнее время стали не модны. Этому, кстати, в некоторой степени способствовали и средства массовой информации. Вот и получилось так, что ветераны, на которых держалось производство, ушли на заслуженный отдых. А молодёжь с небольшим желанием идёт на производство. Так что мы, как, впрочем, и другие предприятия, пока держимся на среднем поколении работяг. Из 1300 человек, занятых у нас на основном производстве, примерно половину составляют работники в возрасте до 40 лет. Ещё 10 % - те, кому за 50. И больше 20 % работников 40-50 лет. Мы стараемся держать под контролем этот процесс, но, к сожалению, не всегда получается.
- И в чём же видите решение кадрового кризиса?
- Необходимо повышать престиж рабочих профессий. Сейчас такую задачу озвучили и президент, и премьер-министр страны. Уверен, что в ближайшем будущем она будет решена. Но пока маховик раскрутится, необходимо пережить это непростое время. Дефицит в квалифицированных кадрах в какой-то степени можно компенсировать за счёт создания нового оборудования. Такая задача поставлена перед нашими техническими службами, и они над её решением работают.
Они сохранили традиции
- Вы уже отметили, что в прошлом году удалось приблизиться к выпуску ста единиц техники. А каковы планы на этот год?
- Изготовить сто машин. Численность работающих на заводе и их квалификация позволяет выйти на такой объём производства. Нам необходимо получить прибыль и выполнить намеченные планы - достроить жилой дом, содержать социалку, от которой мы не отказываемся, и, главное, провести техническое перевооружение завода.
В завершение хочу сказать, что я преклоняюсь перед теми работниками, которые в сложные времена не покинули предприятие. Для них завод - второй дом. Именно благодаря этим людям мы можем выпускать продукцию, они учат молодёжь, передают ей свой опыт, а самое главное - те традиции и преемственность, которые издавна сложились на заводе имени Воровского. И которыми мы гордимся.
Интервью опубликовано на сайте газеты "Тихорецкие Вести".
Наши клиенты
Контактная информация
-
Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского, ОАО
352127, Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Красноармейская, 67
Tел.: +7 (86196) 7-15-16;
Факс: +7 (86196) 7-15-26
info.tih@tmzv.ruГорячая линия по техническим вопросам: +7 800 250-38-87
На карте -
Управляющая организация "Путевые машины", ООО
107014 Россия, г.Москва, 3-я Сокольническая ул., д 5
На карте
Tел.: +7 (499) 268-53-04
Факс: +7 (499) 748-02-29
info@tmzv.ru
Форма обратной связи
- Автомотрисы
- 1АДМ-1.3
- 1АДМ-1.5кб
- Спецтехника
- Вибропогружатель АВФ-1М.2
- УКБС
- Платформы
- Универсальные
- Для раскатки провода