• Москва +7 (499) 748-02-29
  • Тихорецк +7 (86196) 7-15-16

Охота за кадром: интервью Алексея Фендрикова «Краснодарскому бизнес-журналу»

27.08.2012

В краевой промышленности хорошие специалисты — на вес золота. Своими методами «ловли» работников в интервью «Краснодарскому бизнес-журналу» поделился гендиректор УК «Тихорецкий машиностроительный завод им. В. В. Воровского» Алексей Фендриков.

Сегодня это предприятие, по праву считающееся одним из самых стабильных производителей Краснодарского края, дает работу полутора тысячам человек. Но даже с таким солидным штатом отдел кадров завода регулярно публикует объявления о новых вакансиях. 

— Алексей, завод является градообразующим предприятием Тихорецка. Неужели и вас мучает «голод»? 
— Это проблема всех крупных работодателей, и в особенности относящихся к промышленной отрасли. Впрочем, для нас вопрос кадров стоит уже не так остро: последние два года мы проводим кампанию по привлечению специалистов, и, надо заметить, весьма успешно. В данный момент нам требуются 11 конструкторов,10 технологов, а также станочники и расточники. 

— Вы приглашаете людей из других городов или ориентируетесь на местное население? 
— Тихорецк — небольшой город. Все квалифицированные кадры, можно сказать, и так собрались на заводе, а предприятию нужна «свежая кровь». Поэтому, конечно, приходится искать специалистов за пределами не только города, но и края. 

— Но «заманить» хорошего специалиста на работу в другой регион непросто. Чем вы их привлекаете? 
— Жильем. До 1995 года мы построили более десяти домов, в которых заводчане получили квартиры в порядке очереди. Потом была долгая пауза, но несколько лет назад завод возобновил инвестиции в жилищное строительство. В прошлом году мы сдали дом на 40 квартир, и несколько молодых специалистов уже сделали ремонт и скоро отметят новоселье. Правда, теперь жилье распределяется на других условиях: это не просто передача ключей хозяевам, а социальный найм с возможностью приватизации через 10 лет. Поэтому если отличный специалист, скажем, из Ростова желает работать с нами, мы готовы помочь ему с переездом. Я помню себя после института: 22 года без гроша в кармане, без жилья… Да я готов был за квартиру поехать в любую тьмутаракань! 

— Жилье — это действительно серьезный довод. Но окупятся ли такие затраты? Ведь быть социально ориентированным бизнесу сегодня не выгодно. 
— А мы и не ищем сиюминутной выгоды. Я убежден, что люди — это важнейший ресурс любого предприятия. Понятно, что уставший, «загнанный» человек не сможет работать со стопроцентной отдачей, тем более приносить новые идеи. Поэтому мы используем все возможные стимулы, чтобы сотрудники чувствовали себя нужными и защищенными. Только в 2011 году работникам завода и пенсионерам была оказана материальная помощь на сумму шесть миллионов рублей, другие социальные выплаты составили порядка 19,5 миллиона. Завод держит шефство над детсадами и школами, куда детей наших рабочих берут в первую очередь, содержит собственные оздоровительно-реабилитационный центр и спортивный комплекс, детские и юношеские спортивные команды. Мы организовали доставку рабочих автобусами на работу и домой, выплачиваем «подъемные» молодоженам и новоиспеченным матерям, содержим свою столовую. Каждое лето работники предприятия поправляют здоровье на заводской базе отдыха. Мы стараемся помогать нашим сотрудникам и в решении личных проблем. Например, финансируем трудоустройство подростков — детей заводчан на летнее время по договоренности с центром занятости района, чтобы родители не переживали о том, что их чадо попадет в плохую компанию. На нашем заводе работают 159 семейных династий, и думаю, что и дети наших сотрудников тоже будут рассматривать завод, как работодателя, в первую очередь. Так что быть социально ориентированным предприятием выгодно на 100% как с финансовой, так и с моральной точки зрения. 

— Многие предприятия боятся принимать на работу выпускников, предпочитая им опытных специалистов. Вы же, наоборот, стараетесь привлекать молодежь. Почему? 
— Знаете, в профессиональном спорте есть такое понятие — селекционер. Так называют человека, который может разглядеть будущих звезд еще на стадии их игры в юношеских чемпионатах. Вот и у нас действует подобная система. Наши кадровики работают с вузами, ежегодно участвуют в ярмарках вакансий, где отмечают студентов, чей образ мышления и подход к делу соответствуют нашей корпоративной культуре. Их судьбу мы отслеживаем до самого выпуска, а затем делаем все, чтобы человек пришел к нам работать. В этом году, например, на заводе отработали преддипломную практику 20 студентов Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта. Все они произвели хорошее впечатление на своих руководителей-заводчан и могут претендовать на рабочие места. На практику приезжают ребята и из других вузов региона. Кроме того, мы подготовили документы о выделении бюджетных мест в Донском государственном техническом университете по специальности «технология машиностроение» для молодых заводчан, желающих получить высшее образование, и уже подано более 20 заявок. 

— Говорят, образование — ваш конек и главная статья расходов в системе поощрения работников... 
— Это так. Поощрение — это ведь не только премии, но и возможность карьерного роста или повышения уровня образования за счет предприятия. В прошлом году, например, на обучение работников у нас ушло свыше полумиллиона рублей. В этом году мы направляем 25 руководителей различного уровня для повышения квалификации в МГТУ имени Баумана. 

— МГТУ имени Баумана у вас в особом почете? 
— Конечно! Я сам его окончил по специальности «проектирование летательных аппаратов» и могу сказать, что качество подготовки по инженерным специальностям там одно из высочайших в стране.

— Летательных аппаратов?.. 
— Да, если бы не Михаил Горбачев, я бы сейчас конструировал космические корабли. Но упадок отрасли, отсутствие распределений и непредсказуемые 1990-е несколько подкорректировали мои планы на жизнь. Я поступил в Американский институт бизнеса и экономики на финансовый факультет, затем получил огромный опыт, работая в команде Алишера Усманова. И лишь в 2000-х возглавил московское торговое представительство «ТМЗ им. Воровского». Так что мой путь в машиностроение был не так прост, как могло показаться. Наша отрасль активно развивается, и чтобы остаться в бизнесе, нужны люди, способные думать в новом формате, не боящиеся учиться и экспериментировать. Эти качества присущи только молодежи. 

— Алексей, вернемся к заводу. Поиск молодых талантов, соцпакет и жилье — это, безусловно, очень хорошие инструменты для решения кадровой проблемы. Но насколько эффективен ваш подход к подбору сотрудников? 
— КПД — 100 процентов. Отрасль, в которой мы работаем (производство путевых машин для железных дорог России) активно развивается, и чтобы остаться в бизнесе, нужны люди, способные думать в новом формате, не боящиеся учиться и экспериментировать. Эти качества присущи только молодежи. Благодаря таким «незашоренным» специалистам мы вышли на железнодорожный рынок Европы, обошли именитых мировых производителей Plasser & Theurer, Roble, Matissa и начали поставлять нашу технику в Испанию и Норвегию. Сегодня многие из этой плеяды перспективных молодых сотрудников занимают руководя- щие должности — главный конструктор, главный технолог, начальники цехов. Их рост видят все, и это дополнительно мотивирует самореализации других работников. «Старики» — это надежная опора, но двигатель — молодежь. 

— А каковы ваши личные карьерные планы? Вы остановитесь на заводе имени Воровского» или пойдете дальше? 
— Как говорил Уинстон Черчилль, заглядывать слишком далеко вперед недальновидно. Сейчас для меня на первом плане завод. Нужно воплотить в жизнь несколько новых программ, раз и навсегда решить проблему кадров. Я уверен, что уже скоро на каждую вакансию мы будем принимать кандидатов по конкурсу.

Интервью опубликовано в «Краснодарском бизнес-журнале», #8 2012. PDF-версия журнала доступна по ссылке.

Наши клиенты

Контактная информация

  • Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского, ОАО

    352127, Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Красноармейская, 67
    Tел.: +7 (86196) 7-15-16;
    Факс: +7 (86196) 7-15-26
    info.tih@tmzv.ru

    Горячая линия по техническим вопросам: +7 800 250-38-87

    На карте
  • Управляющая организация "Путевые машины", ООО

    107014 Россия, г.Москва, 3-я Сокольническая ул., д 5
    Tел.: +7 (499) 268-53-04
    Факс: +7 (499) 748-02-29
    info@tmzv.ru

    На карте

Форма обратной связи